maxfux


noblesse oblige

и невозможное возможно в стране возможностей больших...


Previous Entry Share Next Entry
Информационная война против России в социальных сетях
maxfux
Социальные сети и блогосфера уже давно стали неотъемлемой частью российского политического пространства. В современном российском обществе роль социальных сетей неуклонно возрастает.

Этот тренд особенно актуален для крупных российских мегаполисов, жители которых привыкли получать ежедневный поток новостей из своих лент в «Фейсбуке», «Твиттере» и «ВКонтакте». Вокруг человека образуется уникальный информационный медиаколпак, который на систематической основе снабжает человека не только новостями, но и экспертной аналитикой, мнениями и рассуждениями известных и уважаемых им личностей. Этот информационный кокон не просто влияет на мировоззрение человека, он в значительной степени формирует его.

Арсенал средств информационной войны в социальных сетях направлен на деструкцию цельных мировоззрений, личных убеждений и ценностей и замену их искусственными «фантомами», позволяющими манипулировать массовым сознанием.

Технологические приемы информационной войны в социальных сетях выглядят следующим образом.

Таргетирование плохих ожиданий

Нагнетание катастрофизма, кризисных ожиданий, страхов и массовой депрессии. Таким образом создается негативный «само собой разумеющийся» фон восприятия происходящего в стране. Негативные ожидания, накапливаясь, способны привести к «срыву», когда одно негативное событие, подтверждающее накопленные ожидания, провоцирует массовый протест, панику, смятение и смуту. Примеры тем нагнетания плохих ожиданий: «предстоящие террористические удары по России», «приближение экономического коллапса» и т. д.

Подмена понятий

Боевиков и террористов практически повсеместно коллективный Запад и деструктивная оппозиция называют «повстанцами», «активистами», «борцами за свободу». Создается искусственный фантом якобы «умеренной оппозиции», которая воюет в Сирии, и которую, якобы «уничтожают русские самолеты». Подмена понятий есть «программирующий инструмент». Сначала человек «проглатывает» ложное определение, затем к нему привыкает, затем разрушается его собственная «картина мира». Черное становится белым, а белое черным. С подачи идеологических штабов в США подмена понятий распространяется ведущими СМИ как либерального толка (CNN, «Эхо Москвы»), так и исламистского толка («Аль Джазира»). В соцсетях развернута мощнейшая кампания, направленная на подмену понятий.

Использование украинских СМИ в воздействии на российскую аудиторию

Протестно настроенная аудитория в России в 2014—2015 годах «привыкла» черпать информацию из антироссийских украинских СМИ. Для такой публики украинские СМИ есть «самый авторитетный» источник». Следить за украинскими СМИ по Интернету для россиян не составляет никаких сложностей. Имеются признаки, что ведущие русскоязычные украинские СМИ специально «перенастроены» на подрывную работу с российской аудиторией. Вбросы в украинских СМИ часто становятся «генераторами» волн в соцсетях Рунета. Украинские СМИ также активно используются для технологии подмены понятий. Судя по направленности «подмены понятий», в украинских СМИ наши оппоненты в скором времени сосредоточатся на расшатывании ситуации в регионах России, прежде всего на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе.

Создание фантома «массового недовольства»

В соцсетях создается «среда массового недовольства». Негативные темы вбрасываются через «клуб интеллектуалов» (популярных блогеров, медийщиков, идеологов протеста), затем массированно раскручиваются и продвигаются через тематические группы. У попавшего в такую сетевую среду человека возникает искреннее чувство, что кругом все ругают власть, растет протест, и ситуация «вот-вот вскипит». Погруженный в такую искусственную среду человек становится весьма податливым манипуляциям. Сначала создается искусственная реальность — фантом массового протеста, затем провоцируется массовый протест.

Паблики, посты и твиты стали эффективным оружием в информационной войне, которая ведется внутри и за пределами России. Русскоязычный сегмент Интернета остается пространством, где именно антигосударственные силы показывают наибольшую активность.

Почему, несмотря на такую успешную пропагандистскую компанию по телевидению, оппозиционная активность нашей стране все равно присутствует, а возможно — и растет? Наверняка, не все из них — «оплаченные агенты Запада», и многие действительно разделяют оппозиционные идеи и искренне верят в то, что делают.

Можно сказать, что информационное пространство в стране на данный момент расколото на два «лагеря», каждый из которых характеризуется своим набором социально-демографических характеристик, сложившихся политических взглядов и приемлемых способов разрешения социальных проблем.

С одной стороны — информационное пространство телевидения, где доминирует проправительственная точка зрения, и потребителями которого являются люди среднего возраста, со стабильным жизненным укладом. С другой стороны — информационное пространство Интернета и социальных сетей, где преобладает оппозиционная точка зрения, и потребителями этого контента являются молодые люди. При этом аудитории двух этих информационных вселенных могут никак не пересекаться. И если с информационным потоком, формируемым телевидением все более-менее понятно, то в случае Интернета действуют весьма сложные социальные механизмы воздействия. Какие именно? Ответить на этот вопрос помогут результаты исследования оппозиционной активности в социальной сети VK.

Были рассмотрены связи 470 наиболее крупных сообществ, групп и пабликов VK, с высокой политической активностью. В качестве связей рассматривалось общее число участников для каждой пары групп. Далее были оставлены группы, окруженные связями с пороговым значением 850 человек и больше. В пабликах и группах «ВКонтакте» больше всего выделяется 3 основных кластера: патриотический, либеральный и националистический. Забегая вперед скажем, что самым проблемным является патриотический кластер.

Обратим внимание на то, что центральное место среди политических кластеров во «ВКонтакте» занимает группа «Лентач». Это довольно плохой сигнал, поскольку означает, что прогосударственные силы вынуждены реагировать на новостной поток, формируемый оппозиционерами, а значит, по факту являются ведомыми.

Вообще, в организационном плане группы либерального кластера наиболее сплоченные, этот кластер не распадается даже при повышении порогового уровня связей до 15−20 тыс. человек. Это говорит о том, что оппозиционную активность в информационном пространстве осуществляют одни и те же люди, что они хорошо скоординированы и централизованы через off-line — структуры.

В настоящее время наблюдается четкая кластеризация оппозиционных групп в социальной сети VK. Выделяются 5 кластеров: 1 — оппозиционный; 2 — экстремистский, революционный, анархистский; 3 — коммунистический; 4 — проправительственный; 5 — феминизм, ЛГБТ и т. п.

Однако наиболее интересными для рассмотрения представляются даже не столько группы с политической активностью, сколько окружающие их неполитические группы. Это взаимная связка показывает социально-культурный бэкграунд российской оппозиции, сопутствующие ей культурные коды и поведенческие практики — т.е. ту среду, которая формирует мышление оппозиционеров и выстраивает их идентичность.

В этом смысле показателен «экстремистский» кластер. Там присутствует довольно большой сегмент групп — т.н. «библиотек» и «цитатников» («цитатник Троцкого», «цитатник Кропоткина» и т. п.). Для некритичного восприятия нагромождение тенденциозно подобранных цитат кажется полным, логически обоснованным, и силовое изменение существующей государственной структуры кажется единственно возможным. Так готовится идеологическая база для активного протестного движения, которое перестает быть маргинальным, а становится приемлемым самыми широкими кругами сочувствующих (см. размер кластера и количество групп).

Экспертное кодирование позволяет выделить следующие типы неполитических групп, которые окружают оппозиционный кластер.

Культура. Необходимо отметить распространение явления маргинализации как образа жизни — проявление в литературе, стиле одежды. Несистемность — считается признаком продвинутых людей, не сопоставимых с «нищебродами», «электоратом ЕР».

Идеология (цитатники разных политических и исторических деятелей — Ленина, Бакунина, Дзержинского, Троцкого, Крупской и т. п.). Также упоминаются разные идеологические течения, учения: анархизм, либертарианство и т. п.

Семейные ценности, которые на деле подменяются ценностями феминизма и ЛГБТ-сообществ. Об усилении этого направления говорит то, что группы феминисток и ЛГБТ структурно выделяются в отдельный кластер.

Образ жизни — веганство, вегетарианство, секты и т. п.

Мода — все вышеописанные тренды кодифицированы, представлены в виде символов, коммерциализированы в сопутствующей продукции: сумки, одежда, головные уборыи т. п. Мода позволяет идентифицировать «своих», ловить тех, с кем «на одной волне».


Таким образом, налицо полностью сформированная субкультура повседневных практик, характеризующая российское оппозиционное движение. Подобно тому, как в супермаркете покупатель проходит по маршрутам, проложенным маркетологами, так и в политическом движении, человек потребляет весь «мировоззренческий» комплекс. Протестное движение формируется культурной подложкой, музыкальными пристрастиями, модой на книги, термины, одежду, еду, символы и бренды.

Следует пояснить важность культурной составляющей, проявляющейся в самом доступном виде — музыкальных андеграунд групп. Тематика данного направления — депрессивная, психологически разрушительная музыка, при этом она позиционируется как социально продвинутая, находящаяся на пике культурной эволюции. Складывается впечатление, что андеграунд должен выполнить роль, которую в свое время рок-группы сыграли в развале Советского Союза.

Из всего вышеизложенного можно сделать два вывода.

Вывод первый — со стороны наших идеологических оппонентов ведется планомерная работа по всем направлениям распространения негативного отношения к властям: идеология, образ жизни, культура, бытовой экстремизм.

Вывод второй — подобная работа почти не ведется со стороны государства. Хотя патриотический кластер в VK и представлен многочисленными группами, выстраивание идентичности, молодежных субкультур и сопутствующих повседневных практик фактически отсутствует. Кроме историко-военного направления, другими четкими социальными маркерами патриотическое направление похвастаться не может.

Информационные войны все чаще выступают в качестве неотъемлемого компонента внешней политики коллективного Запада, они призваны оказывать комплексное психологическое давление на общественное мнение в государствах-мишенях. На современном этапе развития международных отношений именно Российская Федерация стала ключевой целью западных проектировщиков.

По мере реализации Россией своего суверенного курса внешней и внутренней политики, отстаивания своих национальных интересов и дальнейшего укрепления позиций на международной арене следует ожидать усиления информационно-психологических атак. Интенсивность информационных атак будет увеличиваться с приближением важных внутриполитических событий, связанных с очередными парламентскими и президентскими выборами в России. Следует также ожидать продолжение практики публикаций ложной информации, подаваемой в виде «объективного расследования» с целью дискредитации России и руководства страны.

Необходимо свести до минимума возможность влияния деструктивных сил на информационные механизмы внутри России. Особую значимость приобретает работа с социальными сетями. Необходимо укрепление отечественных информационных потенциалов (групп в социальных сетях) с целью оперативного распространения достоверной информации относительно предпринимаемых российским руководством действий, как на международной арене, так и внутри страны. Понимание масштаба угроз, вызванных информационной войной является важным элементом в стратегии противодействия.

Следует продолжать укрепление отечественного информационного потенциала с помощью привлечения талантливых работников медийной отрасли, которые доносили бы до граждан объективные сведения о проводимой государством политике, вскрывали откровенную ложь зарубежных и отечественных деструкторов, распространяемую для разобщения и ослабления российского народа и создания противоречий между народом и государственной властью.

Политика в информационной сфере не должна отставать. Надо активнее использовать гражданский ресурс «мягкой силы», по сетевому принципу формировать ячейки патриотической общественности. Еще более важной представляется работа с иностранцами. За рубежом есть люди, которые хорошо относятся к России и готовы помогать ей. Есть несколько проектов, сделанных иностранцами, направленные на создание позитивного образа России в СМИ и социальных сетях.

Особую значимость приобретает работа с гражданским сегментом «мягкой силы» России — ее многонациональным обществом, формированием внутри него полного неприятия деструктивных идей и псевдолиберальных ценностей путем создания сетей и ячеек патриотической направленности в социальных сетях, блогосфере и реальной жизни.

Большинством экспертов в России и за рубежом разделяется точка зрения о ведущейся против нашей страны информационной войне. А в войне есть (хотя бы на тактическом уровне) победы и поражения, преимущества и уступки. Соответственно, возникает вопрос текущей оценки ситуации. Проигрываем ли мы или побеждаем? К сожалению, складывается впечатление, что по большей части прогосудаственный дискурс, в том числе и в социальных сетях, является «догоняющим», инициатива находится на стороне оппонентов. Почему патриотически ориентированные российские политики и политологи, журналисты, дипломаты, а также сообщества в социальных сетях по большей части занимают оборонительную позицию? Вынуждены оправдываться, отвечать, а не наступать?

Информационная война ведется в дискурсивном пространстве, которое является многоуровневым. Дискуссии политических передач и ток-шоу демонстрируют самый поверхностный и ситуативный уровень. В основе повседневного обсуждения лежат ключевые смыслы и ценности, которые вводились сначала в экспертное, а затем и в массовое сознание несколько десятилетий. По сути, мы играем на чужом смысловом поле — в пространстве ценностных ориентиров, которые были заложены в нашем обществе 30 лет назад, в то время как зарубежные стратегические визави активно осваивают новые пространства в информационной сфере.


На фоне того, что в 2010 году в США блогосфера признана самостоятельным направлением реализации внешней политики США, в руководстве России осознают всю важность роли Интернета и необходимость своего активного присутствия в нем (назначение Германа Клименко советником президента России по Интернету является тому подтверждением). Однако необходимо нивелировать влияние деструктивных идей и «ценностей» как в средствах массовой информации, так и в социальных сетях. К сожалению, пока на поле битвы за интернет побеждают антигосударственные силы. При государственной поддержке крайне важно выстраивать многомерные сети на основе синергии информационных, культурных, финансовых, политических и иных компонентов, чтобы жить и побеждать в информационной войне.

Георгий Филимонов

Recent Posts from This Journal

  • О журнале, банах, позиции и френдах

    Этот журнал есть выражение личной позиции автора, а не позиции каких-либо организаций. В целом, автор стоит на позициях национал-патриотизма. Каждую…

  • Порошенко все правильно говорит!

    Во время выступления на День Соборности, 22 января, президент Петр Порошенко сделал оговорку, заявив об украинском оккупанте который топчет…

  • Впервые услышать голос мамы

    Фотограф Джек Бредли сделал этот снимок в момент, когда глухой мальчик (Harold Whittles) впервые услышал звук через только что установленный ему…


promo maxfux январь 16, 2017 17:37 273
Buy for 150 tokens
Тут народ задается вопросом, нужна ли России Украина? А если нужна, то в каком виде. Ведь это палка о двух концах. С одной стороны, исторические территории, с другой - одурманенное население. Понятно, что администрация Трампа, скорее всего, сольет Украину. Толку в ней для США особо нет. Европейцы…

(Deleted comment)
как ты уже заебал, послать тебя в бан что-ли, невменяемый?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Итог этой войны за горами и кто-то узнает чья правда победила.

Прогресс не стоит на месте -- новая херь появилась, Plag называется...

".. не сопоставимых с «нищебродами», «электоратом ЕР». .."

А нищеброды как раз оппы. Я их называю "люмпен-интеллигенция". Кто тут москвичи? Расскажите пожалуйста - может ли НОРМАЛЬНЫЙ москвич устраивать истерику из-за сноса ларьков в подземных переходах? Пусть даже он просто рабочий, не говоря уж о бизнесменах? Ни один приличный человек не жрёт самсу из жилистых котят и не закупается муляжами часов "патек" за 300 рублей.

Кому нужны эти ларьки с доставуче-одинаковым ассортиментом "мечта бомжа"? Исключительно люмпен-интеллигентам. Если есть хоть какая-то приличная работа - никто к ларькам и близко не подойдёт.

Если человек ожидает негатива и негатив случается,то он еще и виноват в инфовойне потому что его ожидал?Отличное передергивание с больной головы на либеральную.

Повстанцами и борцами за русскй язык называют боевиков и террористов Донбасса наши пропогандоны. Так что нечего на зеркало пенять.

Еще одна глупость.Ну какие там украинские СМИ в инете,их даже украинцы наверное не читают уже.Знаю только Цензор.нет,но какое он может влияние оказать,по сравнению с федеральными СМИ или крупными российским интернетресурсами?Да ноль целых,ноль никаких.Либералам,отказавшимся от ватного зомбирования вышиватное зомбирование с обратным полюсом не нужно так же не интересно.
При существующем фантоме массового довольства в федеральных СМИ говорить о создании таких фантомов с обратным полюсом в интернете просто смешно.Естественно будут несогласные,и они будут собираться в кластеры.А что власть хотела,что бы они молчали в тряпочку?Или что бы 86% сменилось твердыми 100% или полным одобрямсом в 146%?
Очередной аналитик от слова анал рассуждает что кругом враги и диверсанты(все кто против режима),Сталина на них нет,троцкистов недобитых.



Упырь, какие террористические акты совершили ополченцы?
Упырь, твои корефаны -ублюдки с АТО убивают детей. А ты им здесь жопу лижешь. Надеюсь, тебя постигнет судьба убитых донбасских детей

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

Ну давно пора ведь парашетудей и прочей первоканалии хоть как-то противостоять.

На фоне огромной кучи хуйни, что показывают по российскому тв, этот высерпост даже неплохо выглядит. Что не отменяет того, что это всё равно полная хуйня.

Змей всё сказал.

Чего то я не заметил чтобы побеждали деструкторы. Даже на примере комментов к этой статье. Есть пара дегеров которые в жж уже всем надоели.

Да и не верю я в эффективность такого рода пропаганды. То есть она есть но довольно быстро снижается. Когда то когда обезьянолюди разгуливали по просторам планеты, ими легко было манипулировать просто членораздельными звуками. Чем пользовались всякие людоеды, сейчас это работает только в среде детей или олигофренов. Так и с этой системой коммуникаций будет.

А всякий кто ведётся на такого рода пропаганду, просто глупее того кто её ведёт. Укрохорьки из киберармии Вальцмана в вышиванке, дебилы и совершенно неопасны для среднестатистических людей, по этой причине. Надо просто ко всему относится критически и хорошо понимать как минимум свои реальные интересы.

Ну, есть тут рядом одна страна, где как раз сработала

А чему удивляться, если, например, в Новосибирске городская сеть НГС принадлежит пиндосам? Столько дерьма льют в мозг пользователям, просто удивительно! Каждый день в новости ставят какую-нибудь пакость про Крым, про Донбасс, про ополченцев - хотя, казалось бы, при чем тут Новосибирск. И никому ничего не надо - писали уже и в прокуратуру, и в администрацию Президента, и никакой реакции. Как гадили - так и гадят.

Выезжаю на работу и понимаю, что война против России ведёцца не только в интернетах. Дороги подвергаются ежедневному артобстрелу и бомбёжкам.
Блядские пиндосы.

Ох, бля, слабоумие и отвага! Когда из текста ни хуя не понял, но коммент надо насрать

Блог verola - как пример. Даже ее заголовоки противно читать.

только сегодня о ней написал :)

Конечно, против России Западом ведется информационная война и надо быть дебилом, чтобы этого не понимать! ЖЖ - наглядный пример: СУП поднимает в рейтинге откровенных русофобов, мизантропов и клеветников и всячески зажимает патриотов и здравомыслящих людей.

А может вы просто не умеете интересно писать ?

Россия говорит о какой то информационной войне, но в итоге воюет и побеждает сама собственный народ. Это зрада:)

Это тебе навальный насвистел?

?

Log in

No account? Create an account