maxfux


noblesse oblige

и невозможное возможно в стране возможностей больших...


Previous Entry Share Next Entry
Как я переехал в Америку и задолбался считать всё в фунтах и галлонах
maxfux
Вначале было мясо. Я глянул на ценник — недорого, и заулыбался. После цены стояли буковки l и b. Вот так — $5.99 lb.

Я попросил два и продавец начал свои манипуляции: надел одноразовые перчатки, достал кусок мяса из витрины, бросил на весы, ввел код, схватил напечатанный стикер и шлепнул себе на рукав. Затем завернул покупку в вощеную бумагу, в оберточную, оторвал длинную полоску и, опоясав сверток, прихватил стикером, сорванным с рукава, потом передал мне.

Знаете, как бывает, когда ждешь в руку тяжелое, а ложится вдвое легче? Рука подпрыгнула вверх. Я взвесил мясо в руке и подумал: «Ну вот меня и накололи в первый раз в Америке».

Позже я узнал, что такое lb. Это от латинского «libra pound», или фунт. Почему они используют libra, а не pound, когда пишут ценники, я до сих пор не в курсе.

453 грамма, приблизительно полкило. Добро пожаловать в приблизительный мир. Я вырос в метрической вселенной, делимой на десять, где все ясно и логично. Пользовался миллиметрами, сантиметрами, а дециметры обходил, ведь дециметр — изгой, не нужный никому, кроме учительницы математики. Метр внушал уважение, километр был испытанием, три километра равнялись семи с половиной кругам по стадиону в дождь. Кто мог подумать, что где-то на другом краю земли люди измеряют расстояние в ступнях, а объем — в чашках?

Хождение по магазинам первое время напоминало упражнения на общую эрудицию. Помимо фунтов на передний план вышли унции, для пущего веселья оказавшиеся сухими и жидкими. Что делать с унцией, равной 28 граммам, я до сих пор не возьму в толк. Ни умножить её, ни разделить.

От единиц объема вроде чайной ложки или чашки веяло домашним уютом. Потом была пинта, равная двум чашкам, и кварта, в которой две пинты. Галлон и баррель звучали гордо и печально, как список павших воинов. Приятной новостью было лишь то, что яйца продавались дюжинами, а не десятками.

Скоро выяснилось, что в Америке первым идет месяц, а только потом день. Спасибо, блин, хоть год оставили на своем месте. Я шевелил губами, проговаривая про себя: «Января, четвертого, две тысячи десятого», и заполнял форму, а когда читал, то останавливался на миг, чтобы понять, где тут месяц. Хорошо, если вторая цифра даты оказывалась больше двенадцати, тогда сразу было понятно, что это день. «Февраля двадцать второго» звучало, как цитата из Библии.

Какое-то время ушло на то, чтобы перестать ставить фамилию впереди имени.Испорченные бланки, потерянное время. Коля Сулима, но никак не Сулима Коля.

Антропометрические данные:
— Сколько ты весишь?
— Думаю, около девяноста.
— Девяноста чего?!
— А, блин, фунты, фунты…сто восемьдесят восемь!

Не стало больше «ста девяноста трех сантиметров», они остались дома, где драники, а вместо них пришли «шесть-четыре», короткие, как приказ.

Любой американец знает, в каком направлении находятся стороны света, как будто у него в голове компас. Сто раз я становился в тупик, когда мне давали по телефону указания: «Поезжайте по Лорел-стрит, потом направо и полторы мили на запад». Да где тут запад? Или я должен искать, с которой стороны мох на деревьях растет?! Даже банальная драка район на район у американцев имеет географическую базу: Westside ненавидит и чморит Eastside, те отвечают им взаимностью.

Сколько бензина расходует твой автомобиль? Простой вопрос. Любой автомобилист ответит: двенадцать по городу, восемь по трассе и с чистой совестью уснет опять. А как насчет 30 миль на галлон? Смотрите, какая жопа: сперва я перевожу галлоны в литры, потом мили в километры и вношу их в память калькулятора, потом делю первое на второе.

Но это еще не конец безумия, потому что мне-то надо на сто километров! Я терпеливо умножаю итог на сто и получаю то, что наш водитель ответит без запинки в алкогольном опьянении любой тяжести. Пока я подсчитываю, мой собеседник уже жалеет, что спросил, у меня малиновые от натуги щеки и всем неловко.

Один человек, живший в семнадцатом столетии, как-то смешал воду, лед и соль и измерил температуру замерзания смеси. Эту температуру он принял за ноль и наверняка хохотал, представляя, как все станут ломать голову: а нафига было солить?! Фамилия у него была Фаренгейт.

Фаренгейту посчастливилось умереть достаточно давно. Будь он жив, к нему бы пришли люди, говорящие с акцентом, и убили его арматурными прутьями. Потом сожгли его дом и станцевали на пепелище. Согласно моим подсчетам, средний эмигрант проводит треть своей жизни во сне и четверть — переводя Фаренгейты в Цельсии.

Следите за руками: я беру Фаренгейта, вычитаю из него тридцать, а остаток делю на два, получаю уже привычный приблизительный итог. Это легко сделать, пока на улице тепло, но как только температура начинает падать, арифметика перестает быть простой. Из 15 градусов Фаренгейта я вычитаю тридцать и получаю минус 15, и что мне с ними делать? Говорят, их тоже надо делить на два. Семь с половиной градусов мороза? Хорошо хоть в Калифорнии не бывает ниже нуля, отвалите, наконец.

А всё британцы. Это они изобрели уникальную систему мер, с единицами вроде «макового зерна». Маковое зерно — длина, равная четверти ячменного зерна, которое тоже длина. Есть еще линия, палец, рука и ноготь (не стригли они их, что ли?) Статья в Вики об английских единицах мер привела меня в замешательство. Там было написано, что маковое зерно — это ОКОЛО четверти ячменного. Как это — около?

Там вообще нашлось много интересного. Например, единица площади, которую один вол может вспахать за год. Качество земли, размер вола — известны лишь англичанину, который все это замерял. Вероятно, это был тот самый сферический вол в вакууме.

В 1824 году «английские» единицы были переделаны в «имперские». Лишней скромностью в Великобритании никогда не страдали, а в середине девятнадцатого века особенно. Насколько я могу судить, в ходе переделки часть единиц переименовали, часть упразднили и в конце концов запутались окончательно. Фунт вышел примерно равен половине килограмма, а тонна — чему-то около двух тысяч фунтов.

Людям явно не хватало праздника. Чтобы сделать жизнь менее пресной, имперская система мер подходит как нельзя лучше.

Британцы придумали левостороннее движение. В списке стран, по-прежнему использующих левостороннее движение, из развитых остались только Великобритания, Япония и Австралийское Содружество. Остаток списка похож на цитату из пиратских романов Рафаэля Сабатини. Из него я узнал о существовании в мире Островов Рождества, Кокосовых Островов и государства Монсеррат. Шведы (!) — и те перешли на правую сторону аж в 1964 году, но только не гордый брит.

Сегодня у нас двадцать первое столетие. Люди изобрели космос, пластическую хирургию и Ники Минаж. Тем не менее, размеры обуви в Америке и Великобритании по-прежнему рассчитываются в ячменных зернах. Веет от этого каким-то тысячетонным англо-саксонским упрямством.

Я могу понять морские единицы. Большинство из нас сталкивается с морем лишь во время катания на педальном катамаране в городском парке. Флотским людям во все времена было непросто: несколько месяцев, не видя берегов, в компании грязных оборванцев — любой потихоньку тронется рассудком. Как тут не начать измерять длину саженями, а скорость — узлами? У Венички Ерофеева в пьесе «Шаги командора» пациенты психушки меряли время тумбочками и табуретками, например.

Конечно, все эти знания впечатываются в человека годами, превращаясь в инстинкты. Никто в Америке не переводит в уме фунты в граммы, каждый знает, что его норма — три пинты пива, а в банке соды 12 унций. Знаменитый монолог Винса Веги «Royal with cheese» о гамбургере в четверть фунта, веселит публику не только из-за уморительной рожи Сэмюэла Л. Джексона, а потому что они с детства в «МакДональдс», и отродясь живут в мире половин и четвертей.

Во всем следует искать положительные стороны, как часто говорят психоаналитики в кино. Мне ничего не остается, как смотреть на эту эквилибристику с точки зрения практической пользы: это тренирует мой мозг, отдаляя Альцгеймер. Все остальное — не более, чем предрассудки.

Нам тепло при двадцати градусах, американцам — при семидесяти. Ничего особенного.

(с)

Recent Posts from This Journal


promo maxfux january 16, 17:37 243
Buy for 150 tokens
Тут народ задается вопросом, нужна ли России Украина? А если нужна, то в каком виде. Ведь это палка о двух концах. С одной стороны, исторические территории, с другой - одурманенное население. Понятно, что администрация Трампа, скорее всего, сольет Украину. Толку в ней для США особо нет. Европейцы…

  • 1

Еще в Таиланде,  вдоль дороги плакаты висят - Граждане,  помните,  движение левостороннее!
Сколько тех туристов перебилось,  одному Богу известно..


Глупость какая то

А не надо переводить, пускай эти системы существуют в голове параллельно.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ипанаты, что с них взять... :)

Акр (англ. acre) — земельная мера, применяемая в ряде стран с английской системой мер (например, в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других).

1 акр

= 4 руда
= 4046,86 м² ≈ 0,004 км² (1/250 км²)
= 4840 квадратных ярдов
= 888,97 квадратных саженей
= 0,37 десятин
= 0,405 га
= 40,46856 ар
= 1/30 земельных ярдов
= 1/640 квадратных миль


Акр первоначально обозначал площадь земли, обрабатываемую в день одним крестьянином с одним волом

Век живи- век учись

Акром считалась максимальная площадь, которую вол мог вспахать за один день, и она была равна примерно 4047 м². «Оксгейт» (oxgate) — максимальная площадь, которую вол мог вспахать за год, и она равнялась 15 акрам. «Виргейт» (virgate) – макс. площадь, которую два вола могли вспахать за год, и она равнялась 30 акрам. «Запашка» (carucate) – макс. площадь, которую восемь волов могли вспахать за год, и она равнялась 120 акрам.

Класс! Я в полном восторге! Какие они тупые...

> Флотским людям во все времена было непросто: несколько месяцев, не видя берегов, в компании грязных оборванцев — любой потихоньку тронется рассудком. Как тут не начать измерять длину саженями, а скорость — узлами?</s>
Именно узлами. 1 уз = 1 миля в час. А 1 миля = 1 минута = 1/60 градуса земного меридиана, изменяющаяся в зависимости от широты. Моряки будут использовать узлы и мили всегда, другого не будет.
По части же всего остального - согласен с автором полностью.

Спасибо, не знал

В одном градусе широты содержится от 110,57 км (на экваторе) до 111,66 км (у полюса). Квазилинейная величина градуса долготы тоже гуляет от 111,32 км на экваторе до нуля на Северном полюсе. Так что - увы, ничего не попишешь, планета наша имеет сложную форму, и моряки долго думали прежде чем устаканить энто дело повсеместно. А речники пользуются километрами, потому что а) им так удобнее и б) им пофиг на определение места в море =))

Следует ли из этого всего, что миля, равная минуте и так далее, величина не постоянная? В зависимости от широты скорость в узлах будет иметь различное значение по отношению к какой-нибудь понятной и стабильной величине?

Не постоянная, конечно. Принято 1852 метра, то бишь средняя. На самом деле к норду миля уменьшается. Графически мили измеряются по вертикальным шкалам на боках навигационной карты - правом и левом. Верх и низ карты тоже имеют похожие шкалы, но это не мили, можно легко налипнуть.
И да, скорость тоже не постоянная величина, куда уж деваться. Однако этой непостоянностью можно пренебречь (что и происходит). А вот пренебречь непостоянностью самой мили нельзя, и доказательством тому служит куча кораблекрушений ежегодно.

Ну ок. А зачем вообще было вводить все эти минуты и градусы? Нельзя ли было обойтись метрическими величинами?

Их просто не было)

Костя, величины в геометрии бывают линейные и угловые. Сантиметрами можно измерить радиус, но не угол. Наша планета имеет форму сложного сфероида (за математическую модель её принят эллипсоид Красовского, см. гугель), а проще - шара, и от угловых величин никуда не денешься. Попробуй развернуть поверхность шара в плоскость (ну, то есть перейти к плоской карте шара), и ты неизбежно сталкиваешься с массой проблем, главная из которых - несоответствие квазилинейных величин шара линейным величинам плоскости. Картографы бились веками, создавая различные картографические проекции, но оптимального решения задаче не существует, как не существует конечного числа "пи".
Ты спросишь, почему на суше всё получается, а на море-акияне нет. Отвечаю: на суше тоже не получается. Просто на суше обычно оперируют картами такого масштаба и таких проекций, что неточностями вполне можно пренебречь. У моряков так не получается - как и у лётчиков, кстати. Бедные лётчики вынуждены пользоваться километрами - но у них просто не стоят те задачи, которые стоят перед моряками. А морякам стоящие перед ними задачи километрами не решить.

Edited at 2017-08-20 09:45 pm (UTC)

Классный текст! Спасибо)


Как тут выше уже писали, единственная НУЖНАЯ миля - морская. Потому что привязана к координатам. Ну и скорость в узлах, частично. Всё остальное - фтопку и даёшь метрическую систему.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account