maxfux


noblesse oblige

и невозможное возможно в стране возможностей больших...


Previous Entry Share Next Entry
Захар Прилепин: Данила Багров стал реальностью
maxfux
Такое ощущение, что мы всё забыли.
А мы ведь всё помним.
Сначала был «Брат». Потом был «Брат-2».
Явился Данила Багров — как символ национального характера, мужества, ленивой, но одновременно стремительной агрессии, готовности вписаться за своих, простоты, глубины, самоиронии.

Откуда в 1990-е великий Балабанов мог это предвидеть?

Брат был огромным авансом всем нам.

Данилы еще не существовало в природе.

Попутно Балабанов поставил под сомнение легитимность новорусского богатства (герой Маковецкого), патриотизм спортивных любимцев — походя подчеркнув их непробиваемую меркантильность (этот самый хоккеист, не помню как зовут, который пожаловался, что Данила не все деньги ему принес). Более того, режиссер показал, что русский человек может пешком дойти до самой высокой американской власти и никакие спецслужбы эту непобедимую Америку не спасут.

На тот момент всё это было полным блефом, сказкой. Да и сейчас сомнения остаются, но уже меньше сомнений.

И, конечно же, все мы помним совершенно издевательские портреты «бандеровцев» (там же ж Сашка Билый впервые явился нам!) и вошедшее в поговорку: «А вы еще за Севастополь ответите!»

Но мы не про фильм, мы про другое.

Это ведь было не просто кино — это был отличный рок-н-ролльный удар по мерзейшей «попсе», заполонившей в 1990-е всё.

Бойцы рок-н-ролла, совсем недавно собиравшие стадионы и перемещавшиеся по стране с таким видом, словно они «лично отменили советскую власть» (выражение Бориса Гребенщикова), стремительно сдали к моменту появления «Брата» свои позиции.

За исключением полутора имен, рок-музыку почти не слушали, она — но на сей раз против своей воли — снова ушла в андерграунд. Ее туда загнали певички в трусах и певцы в перьях.

Балабанов сделал, по сути, невозможное — составив мощнейший саундтрек к обоим частям «Брата» — он снова вывел русский рок на свет.

Продажи дисков «Нау» повысились, наверное, в сотни раз: кто ж тогда мог это сосчитать — в эпоху тотального пиратства. Но я сам помню эти вдруг возникшие очереди за кассетами Бутусова — которых не было со времен «Князя тишины». О, как я тогда мысленно издевался над этими неофитами! Я-то слушал «Нау» с середины 1980-х, а эти кино посмотрели — и прозрели, побежали.

Речь, конечно, не только про «Нау» — тогда подряд, с пылу с жару, выпустили несколько сборников «Брат» и «Брат-2» — с песнями, которые вошли в фильмы, и которые не вошли, но должны были войти.

«Смысловые галлюцинации» с лучшим по сей день их боевиком «Вечно молодой, вечно пьяный» переместились на стадионы, «Крематорий» с «Катманду» обрел попутный ветер в чуть на тот момент уставшие свои паруса; да кого там только не было — в числе прочих и Михаил Борзыкин с песней «По пути в Чикаго».

Песни из дилогии Балабанова рвали ротации «Нашего радио», и никто не помнит, чтоб Миша Козырев, в то время глава радиостанции, как-то по этому поводу печалился.

Опечалились многие из названных гораздо позже.

А именно: в течение прошлого года.

Ну, когда брат Данила вылез из-под погребших его камней и вдруг очутился сначала в Севастополе, потом в Донбассе, а сейчас вроде в Сирию собрался; хорошо хоть не на самую высокую американскую башню пешком.

Мы могли видеть Данилу в донецком аэропорту, он всё так же улыбался, снаряжал магазин и читал своё: «...в поле каждый колосок... это всё мое, родное...»

Он ничего не делал нового, он вел себя точно так же, как в фильме Балабанова. Так, как обещал.

В итоге я совсем не понял, почему наши рок-идолы так удивились всему происходящему.

Мы ведь помним обескураженное лицо Вячеслава Бутусова, когда он в компании нескольких рок-идолов в самом начале крымской и донбасской истории что-то говорил о мире.

Бутусов — великий человек, автор нескольких великих песен, и эти песни, пока люди поют на русском языке, никогда не забудутся.

Но Бутусов действительно, когда его песни звучали в «Братьях», думал, что всё это постмодерн? Что всё это как бы игра? Как бы в шутку?

Но Балабанов не говорил, что он шутит. Я и закадрового смеха в фильме не слышу. Может, забыли записать?

А эти замечательные интервью Михаила Борзыкина из группы «Телевизор» — которого наша «прогрессивная» пресса не помнит годами и десятилетиями, но вдруг вспоминает, когда надо поперчить и пропесочить что-нибудь.

Он был нужен в те дни, когда бурлила и поплескивала Болотная, и вот теперь его опять реанимировали.

Как же ж, Михаил у нас сочинил песню «Прости нас, Украина», каков оригинал.

Кого «нас»? Группу «Телевизор»?

На днях вышли очередные откровения Михаила, которые, кстати сказать, тут же перепостил в своих блогах его тезка Козырев.

И речь в этих интервью всё о том же, можно было, не читая, угадать.

Патриотизм, конечно же, придумали негодяи, которые используют толпы для своих целей. «Я вообще пацифист», — говорит Михаил.

Меня во всех этих историях всегда трогает одно: а когда люди такие вещи произносят, они действительно отключают критическое мышление? Или оно у них никогда не включалось?

Потому что тут сразу возникает вопрос: а патриотизм на Украине тоже придумали негодяи? Или, может, там нет патриотизма? А патриотизм в США?

А пацифистом надо только в России быть? А больше нигде не надо?

А оппозицию и борьбу за свободу, в том числе майдан или Болотную, тоже придумали негодяи?

Я, впрочем, ответ знаю: негодяи придумали только патриотизм в России. В приличных странах негодяи не при чем. Они, конечно, иногда появляются и там, но вообще... это, как правило, российские провокации.

Провокации российских негодяев, если точнее.

«Если б не Россия — ничего этого не было».

Поэтому: прости их, Украина.

За Балабанова тоже, кстати, прости.

Потому что, по совести говоря, ознакомившись с картинами Балабанова, Миша Козырев должен был отдать приказ изъять все песни, звучавшие в дилогии, из ротации «Нашего радио».

Борзыкин, который отдал свою песню на сборник «Брат-2», должен был воскликнуть:

— Мою песню? В это позорное кино? Пошли вон! Патриотизм придумали негодяи! Я вообще пацифист! И не смейте тронуть Севастополь! Слава Украине!

Многие, да собственно все рок-музыканты, поучаствовавшие в той истории, должны были тогда себя подобным образом повести. Но не повели.

Или хотя бы сейчас написать совместное письмо с просьбой вырезать их песни из фильмов и одноименных сборников. Но не пишут.

Они же очень часто уверены, что всё по приколу, что они просто песенки поют, и какой же с них спрос — да никакого.

«А про чё кино-то было?»

Никто ничего и не спрашивает с них. Но всё, увы, всерьез. Всё по-настоящему, я сам видел.

Хотя, справедливости ради, приведу и другой пример.

Недавно общался с лидером группы «Крематорий» Арменом Григоряном, который в целом долгое время был настроен по отношению к российской власти, как и многие из нас, весьма строго.

Естественно, я спросил:

— Армен, вот смотрите, был такой фильм «Брат», а после сняли его продолжение «Брат-2», и там звучала в числе прочих ваша песня, которую вы до сих пор с огромным успехом исполняете на концертах... Послушайте, а вас не пугает, что кинематографическая реальность Балабанова — стала просто реальностью? Не пугает, что брат Данила Багров — пришел?

Григорян мгновенно, словно ожидал вопрос, очень спокойно, со своей фирменной улыбкой ответил:

— Нет. Не пугает.

Взрослый человек, что сказать.


Захар Прилепин


Recent Posts from This Journal


promo maxfux january 16, 17:37 231
Buy for 150 tokens
Тут народ задается вопросом, нужна ли России Украина? А если нужна, то в каком виде. Ведь это палка о двух концах. С одной стороны, исторические территории, с другой - одурманенное население. Понятно, что администрация Трампа, скорее всего, сольет Украину. Толку в ней для США особо нет. Европейцы…

  • 1
У меня на этих фильмах воспитывался старший сын, хорошо помню сколько воя было вокруг этих фильмов, что кино фашистское)))
Стон и вопль стояли в интернете много лет и стоят до сих пор. Фильмы для быдла, фильмы о "настоящей рашке" и пр.
А мне по фигу всегда было, для меня эти фильмы были как лакмусовая бумажка, если нравится человеку-хороший человек, если не нравится- овно.
Сын с этим стишком поступал в 1ый класс))

Edited at 2015-10-23 03:57 am (UTC)

Заверяю ПЕЧАТЬЮ...Русский Мир ...он всем. как кость...заповедь либераста,украл,сдристнул,плюнул в Рашку.

А сам Балабанов поддержал бы Крымнаш?

Хорошо написано !!!

Годно написано

Сам фильм люблю не очень, таки гротескный маленько он, но некоторые моменты - запомнил на всю жизнь, и крепко полюбил. "Вы еще за Севастополь ответите" уже тогда прозвучало пророчески, и я свято в это верил. Кстати : дождались, да... :)

Да не про Данилу этот фильм, фильм этот про ленинградских парней выпуска 1970-1977 годов. Есть Данилы :) А есть и слизняки. И никак это с деньгами и работой не связано. Удивило, но много оказалось слизняков в середе, где их не ожидалось.

Конечная цель миссии Данилы в фильме "Брат-2" - возврат на родину проститутки. Но будет ли у проститутки в России жизнь лучше, чем в США? Об этом Балабанов снять фильм не успел.

т.е. ты настолько тупой что даже не понял про что фильм?

Меня волнует в фильме только одно. Станет ли Данила хорошим врачом, как планировал, или ему и в России придётся не лечить людей, а выколачивать дерьмо из уродов.

станет конечно

Вы фильм-то смотрели со звуком или как?
Миссия Данилы - восстановление справедливости. И прекращение несправдливости.

А куда при этом попадут проститутки, спортсмены, охранники, банкиры и даже братец родной - это не результат его миссии, а результат их решений в рамках их участия в его миссии.

"Одному хорошему человеку помочь надо" - помню, а слов про восстановление справедливости не расслышал. На какой, говорите, минуте в фильме пропал звук?

Вот это и есть справедливость, как её воспринимает отдельный член общества - помогать хорошим людям и препятсвовать плохим.
А вы от одиночного восстановителя справедливости каких слов ждете? Весь мир насилья мы разрушим?

Справедливости ради стоит заметить одну тонкую, но существенную деталь. Украинский хоккеист, которому поехал помогать Данила, вполне бы мог сегодня оказаться т.н. майданутным. А помощь майданутным может сегодня рассматриваться некоторыми патриотично настроенными людьми как предательский шаг. Особенно, прототипам братвы, покошенной из пулемёта Максим героем Сухорукова в фильме.

О!:)) А я вот даже не обратил внимания - украинцем он был или туркменом. Потому что для русского человека справедливость - она и для немца и для папуаса справедливость. То бишь - и немца и папуаса обижать негоже.
А если данный папуас или немец (как там у Высоцкого - "а до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою") вдруг под влиянием бесовщины вдруг испортился, то это не повод считать его нечеловеком и следовательно недостойным спправдливосго отношения.

Так что - стал бы он свидомитом и пошел бы в составе "Азова", например, карательствовать, или в Одессе народ сжигать - то и получил бы конкретную пулю от Данилы. По справедливости. И без апелляции к прошлым отношениям.

Вы ведь не будете отрицать, что на просторах России нет идиотов, скандирующих "хохлов (или укропов или любая другая идентифицирующая хрень) - на ножи".

Даже наши доморощенные нацики с ихней мечтой об "изгнании чурок с русской земли", не опускаются до искоренения и геноцида в большинстве своем.
Потому что из-за русскости своей признают, что нерусь имеет право жить так как хочет, но - у себя там:))) Этим большинство наших нациков отличаются от нациков всех остальных пород, вроде европоидов, которые предпочитают геноцид "неправильных" наций.

"Потому что из-за русскости своей признают, что нерусь имеет право жить так как хочет, но - у себя там:)))"
Что-то мне сдаётся, что наши доморощенные нацики не будут и в восторге от толп разодетых в русские косоворотки русичей, отплясывающих "барыню" или "камаринскую". Ибо вся эта нациковская движуха - не более, чем метода завоевания дешевого авторитета в среде подрастающих недоумков или переросших недотёп. Туда же смею отнести и политдвижения подсракулетбайкеров, хотя, парней, выполняющих реальные мототрюки, всей душой уважаю.

А у нас много ли вы видели исконно русского народу, включая нациков, отплясывающих барыню в косоворотках? Я таковых вижу лишь в специализированных фольклорных коллективах. И вряд ли среди них есть нацики :)))
Русскость отнюдь не этими фольклорными атрибутами определяется, а именно тем, что я говорю - приоритетом справедливости в отношениях.

Например, известный на весь мир по фотографии солдат-якут, преградивший путь грузинским карателям, - русский человек. Даже если он внезапно по русски не может слово "выкарабкивающиеся" выговорить и в православии ни бум-бум.

"Например, известный на весь мир по фотографии солдат-якут, преградивший путь грузинским карателям, - русский человек. Даже если он внезапно по русски не может слово "выкарабкивающиеся" выговорить и в православии ни бум-бум."
Непонятно, зачем подменять понятием русский слова героический, порядочный. Или это желание примазать подвиг якута к русскому (точнее, к внутримкадовскому) величию дешевым комплиментом вместо того, чтобы искренне поинтересоваться, как по-якутски будет:"подвиг", и есть ли вообще в их языке такое понятие. Якутия - это же тоже почти что Дальний Восток. )

Непонятно, зачем подменять понятием русский слова героический, порядочный.

Затем, что поняние русский нерасторжимо с понятием справедливый. А справедлиовсть без самоотверженности и нравственной порядочности целей не бывает.

Или это желание примазать подвиг якута к русскому (точнее, к внутримкадовскому) величию

Щито? Преградить путь карателям в ЮО - это по вашему внтуримкадовский интерес, а не интерес народа Осетии?

Я вообще сомневаюсь, что якут в это время проворачивал в голове понятие "подвиг" на любом языке. Подвиг - это наша оценка. А его - исполненный долг.

"Затем, что поняние русский нерасторжимо с понятием справедливый" - в идеале это, конечно же, так. Но в действительности, не думаю, что существует какая-нибудь нация, которая "нерасторжимо" связывала бы своё наименование с такими понятиями, как жестокость, коварство, беззаконие и т.п. Хотя, у некоторых варварских предводителей существовали устрашающие погоняла типа: Ужасный, Жестокий, и даже у нас был и Грозный наряду с Мудрым.

Но в действительности, не думаю, что существует какая-нибудь нация

Потому что русские - не нация. Русские - это Мир. Тот самый о котором все говорят, но затрудняются определить. И в этот мир входят якутские (и бурятские, и украинские и даже немецко-папуаские и многие другие) мужики защищающие справедливость в любой точке земшара.

А те, кто считают себя нацией и одновременно русскими - просто находятся под мороком антирусскости, выпестованной в Западной Европе. Они полагают в глупости своей, что белый цвет кожи и евровнешность их объединяет с европоидами и хотят быть похожими на евронациков. Хотят быть вторичными.

На Западе и уже кое-где у нас, такое покровительственное предоставление бренда на возмездной основе называют франшизой. Вы же предлагаете всему Миру залезть под знамена бренда "Русские" совершенно безвозмездно, то есть даром? Так от такого "безвозмездного сыра" пол-мира усиленно открещивается, как мы от пармезана, но хорошо, что ещё не сжигают, по нашему же примеру, в печах на потеху пещерной публики.

Пожалуй, достаточно на сегодня словесного жонглирования, пойду делом займусь.

///Вы же предлагаете всему Миру залезть под знамена бренда "Русские" совершенно безвозмездно, то есть даром?///

Ни фига не предлагаю.
И русские в целом никогда такого не предлагали, никому не несли на штыках свою русскость, а только встречали штыком на своих границах всякого рода носителей брендов.

Грозный - это не устрашающее погоняло, это не прозвище садиста, убийцы или неадеквата.
Это прозвище громовержца (гроза), который, как и положено верховному, - строг, но одновременно справедлив.

Ох время то,дрянное.Да и фильм весь можно итерпретировать как неправильный стереотип мышления,ущербный.Да можно сказать так и было.Но всё таки не дураки-пример побоку,побольше просто логики взяли.

Фильм так себе, ну будем честными. Из уважения к смерти Балабанова, что ли, дифирамбы петь?

Просто Сергей Бодров был новым лицом в том жутком безвременьи, был неглуп, образован, полон надежд и планов, и вообще был супер-пупер обаяшка, и всем нам очень жалко, что они погибли так страшно и нелепо.
Этот фильм будут смотрят пока еще и будут смотреть те, кто с ним в одном поколении и знают, кто это, вот и всё.
Он такой наш Джеймс Дин, навеки юный и красивый бунтарь.

Останься он жив - снимал бы, как и все сейчас, то, на что денег дают.
Только "кином" это не назовёшь.
У примеру, вот Ф Бондарчук уверен, что кино снимает.
А жена какого-нибудь, прости господи, Кадырова, думает, что она -модельер.

Рассуждать же о " русском роке" можно с той же серьёзностью, как и о каком-нибудь американском борще.
Внешне оно, может так же выглядит, а на деле - хрень невозможная и вечное козлобородное сельпо под небом голубым.

Edited at 2015-10-24 12:50 am (UTC)

Русский рок, это точно такое же явление как и французкий социальный рок.
Он существует как отдельный вид рока со своей языковой аудиторией....
(видов рока многие десятки) Русскоязычный рок с упорм на текст, который у сильных групп обычно со смыслом
Это его одно из отличий от попсы, помимо самой музыки... Англоязычный рок завязан на музыку, текст вторичен...
Поэтому не надо выставлять себя Гуру рок музыки, вы выглядете смешно, То что точно не наше, и можно сравнить с борщом, это реп, У нас его аналог шансон, хотя что то кто то пытается петь

Англоязычный рок завязан на музыку, текст вторичен...
Щито? Английский выучи

Edited at 2015-10-24 07:56 am (UTC)

Зачем вы мне пытаетесь навязать спор о сортах дерьма, а....? Оставьте свой неофитский пыл для других.


Не брат ты мне, гнида черножопая.

Именно эта фраза из фильма, вырезанная из его сегодняшней версии, была самой известной.
А "Русский мир" на деле быстро протух.

Edited at 2015-10-24 08:00 am (UTC)

Данила - парень простой, без политесов, поэтому использует не собственные высокоинтеллектуальные эксзерсисы, а принятые в его круге общения.
В его фразе главное - не характеристика "гнида черножопая", а констатация - "не брат ты мне".
Потому что "гнида" заюлила о братстве после того, как ствол увидела, а значит, поступки этой "гниды" - не братские.

__ Бабай , моторолла , гиви ?

Да просто всё. В пору, когда снимались обе серии "Брата", озвученные в нём идеи были фрондой и андерграундом. Сейчас эти же идеи - мейнстрим и официальная государственная политика. Рокер не может быть в мейнстриме и поддерживать государственную политику, иначе это не рокер. Летов пел "я всегда буду против" и, в общем-то, наверное, был единственным в русскоязычном роке, кто сверял свою жизнь по этому принципу. Именно поэтому и стал Летовым, а не Макаревичем там или Чичериной какой-нибудь.

Отличная статья. Я не политик и не кинокритик, а зритель и слушатель (русского рока в частности). Поэтому пошла сейчас на кинопоиск и поставила фильму десятку. Никогда он не был моим любимым. Но уверена, что заслуживает. Хорош он или плох, но живой. Ясно, что зрители тех лет "пока не поумирали". Но прошедший срок для временнОй проверки вполне достаточный.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account