maxfux


noblesse oblige

и невозможное возможно в стране возможностей больших...


Previous Entry Share Next Entry
10 тезисов о Новом "Шелковом пути"
maxfux
1. Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы его озвучили еще в конце 1980х годов, а в середине 1990 это была суперактуальная тема. Опять скажу: мы просто забыли, ЧТО тогда говорили про ШП. А зря. Потому, что тогда в российских СМИ и аналитическом сообществе бывали случаи, когда рубили правду-матку забесплатно. ШП называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и писали: «шелковая удавка «Шелкового пути». Причем писали патриоты, которые сейчас от восторга захлебываются, говоря о партнерстве с Поднебесной. Писали, кстати, правильно, про удавку-то…. Ибо ШП (иногда добавляют «великий», но я обойдусь «без придыхания») действительно является прямой альтернативой основном транс-российским логистическим коридорам. Почему не реализовался проект в 1990е? Причин много – ресурсы были брошены на ликвидацию технологического отставания (сравните китайские «мобилки» тогдашние и нынешние – сразу станет ясно, что деньги потрачены не зря), началась долгоиграющая нестабильность в Центральной Азии, началась война в Афганистане и «великие сердары» качнулись в американскую сторону и т.д. Короче, - «не склалось».

2. Концептуально и исторически, ШП – полная противоположность Транссибу. Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть, - в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком. Не более того. Рентабельность транспортировки выявляется исключительно в конечной точке маршрута. Экономическое развитие стран региона китайцам, - до «лампочки». Они вообще к «туземцам», так себе, как, наверное, большинству известно. Собственно, ШП в древности (он имеет мало общего с современным, но тоже показательно….) это был всего лишь караванный путь и сопутствующая ему транспортная инфраструктура. Доходы от «пути», поступающие к узкой прослойке местной знати приводили к деградации местной экономики. Это были своего рода «нефтедоллары» того времени.

3. Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для развития промышленности региона и его социального подъема. И современный вариант «Транссиб 2.0» - коридор «Север - Юг» развивается Россией по такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного рода индустриальными проектами и объектами, которые гораздо более важные, чем собственно транспортный коридор. И это гораздо более интересно с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с «иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России – это просто пошло.

4. Вообще смысл китайской стратегии развития ШП – минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что резать расходы китайцы очень умеют. Собственно, все последние китайские терки в Центральной Азии и с Россией это терки за право собственности на инфраструктуру. Собственно, в этом и вся проблема с «Силой Сибири», реализация которого мне виделась и видится в большом тумане. По мне за время «бодания» с китайцами можно было бы солидно проинвестировать в развитие газопереработки. Но, конечно, начальству виднее. Правда, нам обычно не говорят, ЧТО начальству виднее. А жаль. Очень интересно.

5. Интересно то, что китайцы исторически не имеют опыта обслуживания такого рода коридоров. ШП в древности обслуживали не китайцы, совсем не китайцы. Их называли «рахдониты».
Посмотрите про них - узнаете много интересного, кто такие. Рекламируемый в настоящее время «южный» (морской) маршрут ШП тоже обслуживали не китайцы. Они были слишком великие, чтобы куда-то плавать – все к ним должны были приплывать. Это были арабские купцы тоже весьма смутного аравийского происхождения. Я бы их назвал «морские рахдониты», учитывая историю региона и этническую принадлежность населявших его племен. Там интересная история, которая в т.ч. объясняет и «Венецию» и «Геную», и процветание Британии в конце 18 – первой половине 19 века, как минимум (во времена, когда китайцы в основном опиум курили). Кстати, интереснейший маршрут – там надо было добиваться рентабельности на КАЖДОМ «плече». На каждом, Карл! То есть, номенклатура грузов тасовалась постоянно. Это надо уметь!!!! Это – высший логистический и торговый класс! Китайцам до него….

6. Сейчас есть 6 или 7 вариантов маршрута ШП. Через Россию почти полностью идет 2. Транссибирский и Арктический (СМП). Еще 1 проходит через Россию частично. Только первые два реально постоянно функционируют и референтны с точки зрения рентабельности перевозок и страховой стоимости грузов. Все остальное - попытки апробации и зондаж степени организационной сложности маршрута. Конечно, их можно создать и отработать, но делать их основными.... Глупо. Но они важны китайцам, как резервные коридоры и инструмент давления на нас. А в целом крупнейшим логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из «шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной, устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к себе. Но мы должны понимать, что китайцы никогда не положат все «яйца» (свои) в одну «корзинку» (нашу). НИ-КОГ-ДА. И стремиться к этому не надо. Но и на китайский блеф, которого, к слову, становится в последнее время многовато, о том, что они то тут что-то сделали, то там, реагировать не стоит. Просто надо понимать, что в нашей дружбе с Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток, дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное. А то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север-Юг» наши интересы с китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической, политической и силовой игры….

7. Китайцы удивлены (т.е. в китайской системе ценностей «сильно расстроены») что Россия не слилась за скоро 2 года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в маневрировании. Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014 были с плохо скрываемой ухмылкой. Сейчас они нервничают и почти истерят. Последний наезд по результатам визита ДАМ переводится на русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….» Не более того, но и не менее. Этот эмоциональный всплеск, в действительности, очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути. С учетом назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром «шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев» - полный, кстати, аналог советской истории со своими аналогами МБХ и т.д. с «военными») продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может месяцев 14-15. И тогда, особенно, если обозначим рост экономический хотя бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за Стены»), то разговор пойдет совсем другой. Только к нему тоже надо быть готовым. В том числе и с точки зрения созданной «впрок» инфраструктуры….

8. Проблема в том, что вся концепция ШП мне представляется уже сомнительной. Потому, как ШП ведет в Европу. И больше никуда…. А, вот, будет ли Европа через 10 лет, когда все 6 или 7 ручьев будет созданы тем «рыночным раем», коим она была, когда коридор задумывался, - сомневаюсь.

9. Еще брошу на вентилятор? В 1990е одним из вариантов прохождения ШП (и, кстати, очень интересным) была автомобильная дорога, где нет сильно удорожающий процесс перегрузки контейнеров. Так, вот, - центральным ее участком был коридор через Иран, Ирак, Сирию и Турцию с выходами на Стамбул и Самсун а оттуда паромом до логистического терминала в Варне, который был построен в советское время (в связке с Ильичевском), а также…. Правильно: до Одессы. Собственно, как вы помните, Одесса фигурирует и в других китайских проектах альтернативных коридоров ШП. А теперь погуглите про китайских инвесторов в одесском порту при Януковиче и – вот сюрприз – при Турчинове. И поймите, чем занимается там Мишико. Правильно: это наши замечательные американские партнеры руками "шибздика" (с которого "какой спрос", правда?) ставят нашим еще более замечательным китайским партнерам «пробочку». Собственно, планы на размещение хотя бы минимального военно-морского контингента в Крыму были из этой же «оперы». А они, как теперь ясно, точно были. Вообще, американцы не дремлют и они не лохи. Просто они запутались в обязательствах и спешат.

10. И последняя «зарубочка на память». Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в 1990е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере пролегать именно там, где ИГИЛ (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть. И встает вопрос – а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично себя повел, когда турки сбили самолет? И тут я напомню, что Саудовская Аравия – это не только американский союзник. Это еще и ближайший китайский партнер, которому Пекин, как минимум, дважды поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 гг.), причем в общем количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет у саудов есть) с дальностью чуть более 3000 км. "Калибр" говорите? Возьмите циркуль коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить первым. И больше ничего не писать. Я не прав?

Дмитрий Евстафьев

Recent Posts from This Journal


promo maxfux january 16, 17:37 252
Buy for 150 tokens
Тут народ задается вопросом, нужна ли России Украина? А если нужна, то в каком виде. Ведь это палка о двух концах. С одной стороны, исторические территории, с другой - одурманенное население. Понятно, что администрация Трампа, скорее всего, сольет Украину. Толку в ней для США особо нет. Европейцы…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

бакс без контроля над океаном рухнет
И потому РФ и США союзники

в чем союзники

нам тоже это выгодно чтобы Антанта правила
В измененном мире нас могут отодвинуть. Континент без нас сможет жить
Тогда США пошлют мы то не сможем перехватить руль и неизвестно что с нами будет



Edited at 2016-01-12 05:45 am (UTC)

Что интересно, месяц назад в ЖЖ такой срач был по-поводу Шелкового пути. Доводы о том, что ШП имеет несколько коридоров и видов доставки, оппонентами не рассматривалось. Все Росссия все просрала. Сейчас уже автомобильная дорога Западный Китай-Западная Европа функционирует уже, Жд путь давно работает, только новую ветку в Иран проложили. Китайцы не дураки, им рынок России важен.

Не должно быть у России "партнёров", "союзников", "братушек". Только Россия и её меркантильные интересы "за бугром". Не чинуш, но России интересы..

Информация очень интересная, но представляется, что недооценен один принципиальный фактор: стремление Пекина уйти от зависимости от морских коммуникаций по понятным причинам. С учетом этого фактора, путей может быть сколько угодно, но стратегический для Китая вариант - через территорию Россию. С подстраховкой, естественно. Практически любой другой путь может быть "завершен" англосаксами "легким движением руки". В обозримой перспективе, по крайней мере...

Мне кажется, что этот проект пока существует, хотя все знают, что не суждено ему сбыться. Но как говорится- чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Ведь при полном переизбытке товаров, который уже существует сейчас, а далее всё будет усугубляться, не может быть никакой торговли, в верхах, должны это понимать. А во-вторых Китаю надо пересматривать всю концепцию развития, ибо ини себя губят, уже сейчас Китай это техногенная помойка. Для существования человеков не нужны огромные ресурсы, человеку нужно совсем немного для счастья - пища, семья, Развитие, Творчество. Это нам банкиры навязали потреблянство, чтоб править миром. Но видимо уже на исходе эта власть, а доллар как показатель краха системы. Так что всё будет хорошо, нам тоже нужна концепция развития, частично о ней уже сказал Путин в Стратегии национальной безопасности РФ от 30декабря. У нас главное должны быть Духовно-нравственные ценности, воспитание молодёжи в духе гражданственности, сохранение идентичности, справедливость, приоритет Духовного над материальным, коллективизм!
Так что направление развития обозначено, надо стремиться.

Edited at 2016-01-12 03:19 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account