Выступая перед публикой в Минске намедни он в целом говорил верные вещи, с которыми, конечно, можно поспорить, но право на такой взгляд человек, безусловно имеет.
Например, про то, как Путин смог переломить ситуацию с олигархами, которые при Ельцине захватили СМИ, Познер сказал: "Путин получил страну в тяжелейшей ситуации после Ельцина. Он решил, что для стабилизации ситуации нужно установить жесткую вертикаль власти, чтобы все четко работало. И с этим трудно спорить. Но, к сожалению, это все усиливалось и усиливалось и в конечном итоге привело к тому, что СМИ превратились в инструмент власти".
Констатируя некоторые ограничения свободы слова в России, Познер, тем не менее, очень точно подметил, что абсолютной свободы слова нет нигде, а за свои слова пресса должна отвечать:
"И свобода слова — это не просто «хочу и говорю». Нет. Нужно отвечать за то, что ты говоришь.
Свободы печати в том виде, котором бы мне хотелось, нет нигде в мире. Потому что это все-таки коридор. В некоторых странах он шире, в других — уже. Но у каждого есть стены. И тот, кто попробует его пробить, то ему будет плохо. Везде.
Но в России пресса традиционно была сильно ограничена. Очень долго существовала официальная цензура. И сейчас то же самое. Ведь для центральных каналов решение о том, что говорить, а что нет, принимается в Кремле.
В Америке эти решения принимает хозяин. Это тоже ограничение".
Познер поумерил пыл белорусских "цеевропейцев", заявив, что вхождение в Евросоюз врядли принесет счастье Белоруссии. Скорее, наоборот, подорвет ее экономику:
"Ваша страна независима.
Правда, если говорить про экономику, то здесь сложнее, конечно. Но зачем здесь отвязываться? Чтобы что? Чтобы вы стали независимым, но с вами никто не торговал?
Я хочу сказать, что вступление в Евросоюз, если вы туда собираетесь, — это, конечно, хорошо. Но только с одной точки зрения: ездить и работать можно везде и детей своих учить за границей. Но с экономикой и конкуренцией там большие проблемы".
Он очень метко подметил, что украинцы испытывают комплекс неполноценности даже в таких мелочах, как требование говорить "в Украине":
"Традиция такая, что по-русски говорят «на Украине». Это так принято в языке. Это никак не преуменьшает чьего-то достоинства.
А французы называют свою страну «Франс». Но мы же по-русски так не говорим.
Вы говорите, что нельзя говорить «Белоруссия». Но в русском языке традиционно было так.
Мне кажется, что такие вопросы возникают из-за комплекса неполноценности".
Казалось бы, много правильных слов сказал. Однако, меня насторожило цитирование Повзнером весьма мерзкого высказывания о патриотизме, про последнее убежище подлеца. Как-то хорошо отложилось в памяти, что СССР разваливали, а потом и Россию пытались развалить как раз те, кто любил цитировать этот пассаж. Так, выбивая почву под ногами, дезориентируя народ, подсовывали нам заманухи в виде "счастливой жизни как на Западе". Главное только, забить на патриотизм, на свою страну, свою историческую память, отказаться от наших ценностей и принять другие, "общечеловеческие".
Но оказалось, что это всего лишь "разводка". Дабы ослабить нас и получить что-то от нас.
Мне кажется, что главная проблема, а может быть и трагедия Познера, что он действительно не патриот. Не патриот России, не патриот Франции, не патриот США, хотя имеет паспорта этих стран. Даже не патриот Израиля - тут хотя бы по крови. Нет, просто человек лишен этого чувства. А лишенный определенных чувств человек не совсем полноценен, его мир обеднен. Чувство же сопричастности с Родиной, с этой землей, с этим народом, с этой культурой - оно дает человеку определенные силы. Когда через не могу, когда через не хочу. Просто потому что надо, что есть инстинкт. Как женщина, ведомая материнским инстинктом, бросается в огонь за своим ребенком, не думая о сохранности своей жизни, так и человек, у которого есть чувство патриотизма, сопричастности, готов рисковать собой ради чего-то высшего, что поддерживает невидимую связь между ним и предками, между ним и потомками.
Эта нить и есть патриотизм. А когда у человека ее нет, то он не обязательно плохой. Он просто духовно беднее. И он искренне не понимает, почему другие бросаются, почему готовы отдать жизнь за какой-то кусок земли, не понимает, почему люди совершают немыслимые жертвы ради этого.
Наверное, такой человек достоин лишь сострадания. Ведь это его трагедия - невозможность чувствовать связь с землей. Землей, которая связывает через нас предков и потомков.
Journal information